Информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды

Возможности повторного применения: Система готова для тиражирования в регионах страны.

Внедрения: Система эксплуатируется в Республике Саха (Якутия). Амурской области , Ханты-Мансийском АО.

 

Цели создания системы

Краткое описание модулей в составе ИАС

 

Цели создания системы

Информационно-аналитические системы природопользования и охраны окружающей среды (ИАС ППиООС) создаются в целях:

  1.  Обеспечения реализации права каждого гражданина на
  • проживание в благоприятной окружающей среде,
  • получение информации о текущем состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране.
  1. Предотвращения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Повышения эффективности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды региона.
  3. Создания механизмов эффективной координации деятельности исполнительных органов государственной власти по обмену информацией в сфере природопользования и охраны окружающей среды, ее анализу и представлению.
  4. Обеспечения возможностей получения государственных услуг в сфере природопользования в электронном виде, в том числе подготовка разрешительных документов с использованием пространственных данных.
  5. Сокращение затрат на получение оценок состояния объектов при проведении государственного экологического надзора и регионального мониторинга; оценок охвата территории и объектов экологическим мониторингом; комплексных показателей деятельности, связанных с оказанием государственных услуг.

 

Краткое описание модулей в составе ИАС 

Личный кабинет сотрудников отдела

Личный кабинет может настраиваться для каждого структурного подразделения, подключаемого к Системе.

К личных кабинетах могут быть организованы:

  • доступ к ведению паспортов объектов, отнесенных к полномочиям отдела;
  • регистрация обращений по вопросам предоставления государственных услуг;
  • подготовка документов, оформляемых в процессе оказания государственных услуг (например, Горноотводный акт, Решение о включении заявленного участка в перечень участков недр местного значения);
  • получение аналитических сведений по данным отдела (например, сведения об оказанных услугах)

Интерфейс личного кабинета позволяет обращаться и работать как с объектами учета, так и с их пространственными данными. При работе в личном кабинете по умолчанию подключаются настроенные для отдела карты (слои), предоставляется возможность создавать/изменять сведения об объектах учета, так и создавать/изменять соответствующие этим объектам пространственные данные.

Примеры реестров, формируемых в системе при внедрении

  • Объекты негативного воздействия на окружающую среду
  • Канализационные очистные сооружения и разрешения на выбросы
  • Стационарные источники выбросов и разрешения на выбросы
  • Водные объекты
  • Гидротехнические сооружения
  • Зоны санитарной охраны водных объектов
  • Объекты переработки/утилизации/обезвреживания
  • Места незаконного размещения отходов
  • Организации-природопользователи
  • Запрошенные участки недр
  • Участки недр местного значения, включенные в утвержденный перечень
  • Установление фактов открытия месторождений

 

 

Работа с заявками и документами

При регистрации обращений за государственными услугами специалисту предоставляется возможность зафиксировать сведения о заявителе, содержание обращения, приложить к карточке обращения, представленные заявителем файлы. Внесение содержания обращения также может сопровождаться подключением сведений об объектах учета и их пространственных данных, что позволяет визуализировать специалисту объект, по которому направлена заявка.  В процессе обработки обращения выполняются переходы по шагам, настроенным администратором в соответствии с административным регламентом. При переходе на шаг предоставляется возможность оформления  соответствующих документов. На основании сведений заявки и объектов учета, внесенных в Систему, при подготовке документов сотрудник может оформить чертеж или схему, которая будет включена в печатную форму, содержащую внесенные в документ и заявку сведения.

Примеры услуг и документов:

  • Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами
    • Лицензия пользования недрами
    • Уведомление о готовности документа
  • Прекращение/ Приостановление / Ограничение права пользования недрами
    • Решение о внесении изменений в лицензию на пользование недрами
    • Уведомление об отказе во внесении изменений в лицензию
    • Уведомление об отказе в принятии документов
    • Уведомление о готовности документа
  • Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участков недр местного значения
    • Приказ об отказе в согласовании проектной документации
    • Уведомление об отказе согласования
    • Проект приказа о согласовании проектной документации

 

 

По данным, накопленным в Системе в результате паспортизации объектов, оказания услуг и подготовки документов, предоставляются отчеты, настроенные администратором по запросам отдела.

 

Деятельность министерства (ДМ)

ДМ обеспечивает формирование аналитических сведений в сфере природопользования и охраны окружающей среды в разрезе деятельности МПР. Сведения формируются «на лету» по мере актуализации сведений в ИАС специалистами в ходе оперативной работы.

 

Модуль "Аналитика"

Модуль "Аналитика" реализует просмотр аналитических сведений об объектах окружающей среды и негативного воздействия по данным, размещенным в ИАС. Модуль размещен на портале и доступен в Интернет.

 

 

Государственный экологический надзор

ГЭН  обеспечивает выполнение задач регистрации, хранения и управления сведениями о запланированных, реализуемых и проведенных проверках в области госэконадзора, лесного и охотнадзоров и их результатах с реализацией функции «Личный кабинет специалиста», автоматизацией документооборота, формированием оперативных и комплексных отчетов. Пользователи модуля ГЭН –  сотрудники инспекций.

При внедрении может быть реализована интеграция модулей ГЭН, ЭМ и специализированного ПО, обеспечивающего процесс регистрации проб, оформления результатов лабораторных испытаний, учет химреактивов, методик, нормативных документов. Наличие такой связки обеспечит сквозное взаимодействие инспекторов, передающих в лаборатории протоколов взятия проб и образцов; специалистов лабораторий, проводящих исследования проб, и специалистов лабораторий, выполняющих анализ результатов исследований. В дальнейшем планируется развитие в модуле ЭМ задач анализа, что позволит снизить влияние человеческого фактора при подготовке экспертных заключений.

 

 

Региональный экологический мониторинг

ЭМ предназначен для  регистрации, хранения и управления сведениями о запланированных и фактически проведенных мероприятиях экологического мониторинга (отборах проб, экологических обследованиях) в рамках республиканской системы экологического мониторинга. Модуль применяется в работе лабораторий, проводящих исследования и анализ. Модуль может быть интегрирован с информационной системой лабораторных исследований и модулем государственного экологического надзора.

В составе модуля экологического мониторинга реализован блок задач по подготовке экспертных заключений. Проект экспертного заключения формируется на основании результатов комплексного химического анализа. В проект вносятся общие сведения (реквизиты документов отбора проб, протоколов исследований), данные о пробах, компонентах среды, автоматически рассчитывается кратность превышения содержания загрязняющих веществ относительно нормативов допустимого содержания и фоновых концентраций, а также нормативов допустимого сброса, которые зафиксированы в разрешениях и декларациях, полученных предприятием. Заключение формируется экспертом на основании рассчитанных значений и оформляется по утвержденному шаблону.

 

 

Личные кабинеты природопользователей

В личных кабинетах природопользователей предоставляется возможность подачи отчетности в режиме он-лайн по направлениям:

  • Техногенная нагрузка;
  • Региональный кадастр отходов;
  • Экологическая карточка муниципального образования;
  • Электронные протоколы комплексного химического анализа (Протоколы КХА);

Отчеты направляются на согласование/утверждение специалистам заказчика; по результатам проверки отчеты согласуются/утверждаются или возвращаются с замечаниями природопользователям. Данные согласованных/утвержденных отчетов актуализируют пространственные слои на карте и используются при построении аналитических отчетов.

С использованием функционала аналитики специалисты заказчика получают оперативные сведения о динамике и результатах подачи отчетности.

 

 

 

Портал

Портал являются точками входа для внешних и внутренних пользователей к ИАС. На портале организован переход к модулям и тематическим наборам карт, представляющих пространственные данные объектов окружающей среды и негативного воздействия.

Назначение Портала в отношении внешних пользователей – социальное: раскрытие информации населению, заинтересованному в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды в регионе.

При внедрении могут быть организованы внутренний и внешний порталы, автоматически синхронизируемые в части открытых данных.

 

 

Администрирование

В модуле администрирования выполняется конфигурирование личных кабинетов подразделений (в том числе настройка регламентов работы с обращениями и документами, печатных форм и справочников), настройка общих параметров работы системы, разграничение доступа пользователей (настройка ролей и учетных записей пользователей).

 

______________________

Информационная система построена с использованием готовых компонент GeoPrime, работающих на свободном и отечественном программном обеспечении. Компоненты GeoPrime позволяют создавать прикладные системы, в работе которых используются пространственные данные (карты).

Мы готовы подробнее рассказать о GeoPrime на вебинаре.   Для того чтобы:

обращайтесь по e-mail  gis_support@metaprime.ru, указав тематику вебинара и контактные данные для обратной связи.