Информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды
Возможности повторного применения: Система готова для тиражирования в регионах страны.
Внедрения: Система эксплуатируется в Республике Саха (Якутия). Амурской области , Ханты-Мансийском АО.
Краткое описание модулей в составе ИАС
Цели создания системы
Информационно-аналитические системы природопользования и охраны окружающей среды (ИАС ППиООС) создаются в целях:
- Обеспечения реализации права каждого гражданина на
- проживание в благоприятной окружающей среде,
- получение информации о текущем состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране.
- Предотвращения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
- Повышения эффективности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды региона.
- Создания механизмов эффективной координации деятельности исполнительных органов государственной власти по обмену информацией в сфере природопользования и охраны окружающей среды, ее анализу и представлению.
- Обеспечения возможностей получения государственных услуг в сфере природопользования в электронном виде, в том числе подготовка разрешительных документов с использованием пространственных данных.
- Сокращение затрат на получение оценок состояния объектов при проведении государственного экологического надзора и регионального мониторинга; оценок охвата территории и объектов экологическим мониторингом; комплексных показателей деятельности, связанных с оказанием государственных услуг.
Краткое описание модулей в составе ИАС
- Личный кабинет сотрудников отдела - паспортизация объектов, обработка обращений за государственными услугами, подготовка разрешительных документов; аналитические сведения.
- Деятельность министерства обеспечивает формирование аналитических сведений в сфере природопользования и охраны окружающей среды в разрезе деятельности Минэкологии и его подведомственных учреждений.
- Аналитика реализует просмотр аналитических сведений об объектах окружающей среды и негативного воздействия.
- Портал - единая точка входа в систему, представление тематических карт, раскрытие информации в Интернет.
- Государственный экологический надзор
- Региональный экологический мониторинг
- Личные кабинеты природопользователей
- Администрирование - управление конфигурацией Системы, разграничение прав пользователей.
Личный кабинет сотрудников отдела
Личный кабинет может настраиваться для каждого структурного подразделения, подключаемого к Системе.
К личных кабинетах могут быть организованы:
- доступ к ведению паспортов объектов, отнесенных к полномочиям отдела;
- регистрация обращений по вопросам предоставления государственных услуг;
- подготовка документов, оформляемых в процессе оказания государственных услуг (например, Горноотводный акт, Решение о включении заявленного участка в перечень участков недр местного значения);
- получение аналитических сведений по данным отдела (например, сведения об оказанных услугах)
Интерфейс личного кабинета позволяет обращаться и работать как с объектами учета, так и с их пространственными данными. При работе в личном кабинете по умолчанию подключаются настроенные для отдела карты (слои), предоставляется возможность создавать/изменять сведения об объектах учета, так и создавать/изменять соответствующие этим объектам пространственные данные.
Примеры реестров, формируемых в системе при внедрении
- Объекты негативного воздействия на окружающую среду
- Канализационные очистные сооружения и разрешения на выбросы
- Стационарные источники выбросов и разрешения на выбросы
- Водные объекты
- Гидротехнические сооружения
- Зоны санитарной охраны водных объектов
- Объекты переработки/утилизации/обезвреживания
- Места незаконного размещения отходов
- Организации-природопользователи
- Запрошенные участки недр
- Участки недр местного значения, включенные в утвержденный перечень
- Установление фактов открытия месторождений
Работа с заявками и документами
При регистрации обращений за государственными услугами специалисту предоставляется возможность зафиксировать сведения о заявителе, содержание обращения, приложить к карточке обращения, представленные заявителем файлы. Внесение содержания обращения также может сопровождаться подключением сведений об объектах учета и их пространственных данных, что позволяет визуализировать специалисту объект, по которому направлена заявка. В процессе обработки обращения выполняются переходы по шагам, настроенным администратором в соответствии с административным регламентом. При переходе на шаг предоставляется возможность оформления соответствующих документов. На основании сведений заявки и объектов учета, внесенных в Систему, при подготовке документов сотрудник может оформить чертеж или схему, которая будет включена в печатную форму, содержащую внесенные в документ и заявку сведения.
Примеры услуг и документов:
- Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами
- Лицензия пользования недрами
- Уведомление о готовности документа
- Прекращение/ Приостановление / Ограничение права пользования недрами
- Решение о внесении изменений в лицензию на пользование недрами
- Уведомление об отказе во внесении изменений в лицензию
- Уведомление об отказе в принятии документов
- Уведомление о готовности документа
- Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участков недр местного значения
- Приказ об отказе в согласовании проектной документации
- Уведомление об отказе согласования
- Проект приказа о согласовании проектной документации
По данным, накопленным в Системе в результате паспортизации объектов, оказания услуг и подготовки документов, предоставляются отчеты, настроенные администратором по запросам отдела.
Деятельность министерства (ДМ)
ДМ обеспечивает формирование аналитических сведений в сфере природопользования и охраны окружающей среды в разрезе деятельности МПР. Сведения формируются «на лету» по мере актуализации сведений в ИАС специалистами в ходе оперативной работы.
Модуль "Аналитика"
Модуль "Аналитика" реализует просмотр аналитических сведений об объектах окружающей среды и негативного воздействия по данным, размещенным в ИАС. Модуль размещен на портале и доступен в Интернет.
Государственный экологический надзор
ГЭН обеспечивает выполнение задач регистрации, хранения и управления сведениями о запланированных, реализуемых и проведенных проверках в области госэконадзора, лесного и охотнадзоров и их результатах с реализацией функции «Личный кабинет специалиста», автоматизацией документооборота, формированием оперативных и комплексных отчетов. Пользователи модуля ГЭН – сотрудники инспекций.
При внедрении может быть реализована интеграция модулей ГЭН, ЭМ и специализированного ПО, обеспечивающего процесс регистрации проб, оформления результатов лабораторных испытаний, учет химреактивов, методик, нормативных документов. Наличие такой связки обеспечит сквозное взаимодействие инспекторов, передающих в лаборатории протоколов взятия проб и образцов; специалистов лабораторий, проводящих исследования проб, и специалистов лабораторий, выполняющих анализ результатов исследований. В дальнейшем планируется развитие в модуле ЭМ задач анализа, что позволит снизить влияние человеческого фактора при подготовке экспертных заключений.
Региональный экологический мониторинг
ЭМ предназначен для регистрации, хранения и управления сведениями о запланированных и фактически проведенных мероприятиях экологического мониторинга (отборах проб, экологических обследованиях) в рамках республиканской системы экологического мониторинга. Модуль применяется в работе лабораторий, проводящих исследования и анализ. Модуль может быть интегрирован с информационной системой лабораторных исследований и модулем государственного экологического надзора.
В составе модуля экологического мониторинга реализован блок задач по подготовке экспертных заключений. Проект экспертного заключения формируется на основании результатов комплексного химического анализа. В проект вносятся общие сведения (реквизиты документов отбора проб, протоколов исследований), данные о пробах, компонентах среды, автоматически рассчитывается кратность превышения содержания загрязняющих веществ относительно нормативов допустимого содержания и фоновых концентраций, а также нормативов допустимого сброса, которые зафиксированы в разрешениях и декларациях, полученных предприятием. Заключение формируется экспертом на основании рассчитанных значений и оформляется по утвержденному шаблону.
Личные кабинеты природопользователей
В личных кабинетах природопользователей предоставляется возможность подачи отчетности в режиме он-лайн по направлениям:
- Техногенная нагрузка;
- Региональный кадастр отходов;
- Экологическая карточка муниципального образования;
- Электронные протоколы комплексного химического анализа (Протоколы КХА);
Отчеты направляются на согласование/утверждение специалистам заказчика; по результатам проверки отчеты согласуются/утверждаются или возвращаются с замечаниями природопользователям. Данные согласованных/утвержденных отчетов актуализируют пространственные слои на карте и используются при построении аналитических отчетов.
С использованием функционала аналитики специалисты заказчика получают оперативные сведения о динамике и результатах подачи отчетности.
Портал
Портал являются точками входа для внешних и внутренних пользователей к ИАС. На портале организован переход к модулям и тематическим наборам карт, представляющих пространственные данные объектов окружающей среды и негативного воздействия.
Назначение Портала в отношении внешних пользователей – социальное: раскрытие информации населению, заинтересованному в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды в регионе.
При внедрении могут быть организованы внутренний и внешний порталы, автоматически синхронизируемые в части открытых данных.
Администрирование
В модуле администрирования выполняется конфигурирование личных кабинетов подразделений (в том числе настройка регламентов работы с обращениями и документами, печатных форм и справочников), настройка общих параметров работы системы, разграничение доступа пользователей (настройка ролей и учетных записей пользователей).
______________________
Информационная система построена с использованием готовых компонент GeoPrime, работающих на свободном и отечественном программном обеспечении. Компоненты GeoPrime позволяют создавать прикладные системы, в работе которых используются пространственные данные (карты).
Мы готовы подробнее рассказать о GeoPrime на вебинаре. Для того чтобы:
- договориться о времени и дате проведения вебинара, на котором вы сможете задать все интересующие вопросы о возможностях системы в режиме онлайн;
- заказать консультацию о вариантах внедрения решений от ООО «МетаПрайм» по темам
обращайтесь по e-mail gis_support@metaprime.ru, указав тематику вебинара и контактные данные для обратной связи.