Развитие региональной государственной информационной системы «Природопользование и охрана окружающей среды» и открытого портала «Экологический паспорт Республики Саха (Якутия)» в интересах Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я)

Заказчик: Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)

Оператор: ГБУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга» (ГБУ «РИАЦЭМ»)

ГБУ Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр инфокоммуникационных технологий" является уполномоченной организацией по обеспечению информационной безопасности и бесперебойного функционирования программно-аппаратного комплекса.

 

Возможности повторного применения: Система готова для тиражирования в других регионах страны.

Цели создания системы

Решаемые задачи

Функциональные возможности

Краткое описание модулей в составе РГИС ППиООС

Экономический эффект от внедрения

Социальный эффект от внедрения

Архитектура системы и используемое программное обеспечение

Цели создания системы

  1.  Обеспечение реализации права каждого гражданина на
  • проживание в благоприятной окружающей среде,
  • получение информации о текущем состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране.
  1. Предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Повышение эффективности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия).
  3. Повышение эффективности и результативности государственного экологического надзора и экологического мониторинга за счет оптимизации процессов, связанных с оперативным и регулярным сбором и анализом данных о природопользователях, их воздействии на природу, состоянии природных ресурсов.
  4. Создание механизмов эффективной координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), муниципальных образований, природопользователей по обмену информацией в сфере природопользования и охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия), ее анализу и представлению.
  5. Обеспечение возможностей получения государственных услуг в сфере природопользования в электронный вид, в том числе подготовка разрешительных документов с использованием пространственных данных.
  6. Сокращение затрат на получение оценок состояния объектов при проведении государственного экологического надзора и регионального мониторинга; оценок охвата территории и объектов экологическим мониторингом; комплексных показателей деятельности, связанных с оказанием государственных услуг.

Решаемые задачи

  1. Информирование заинтересованных лиц о состоянии окружающей среды, объектах негативного воздействия, принимаемых мерах по охране окружающей среды в Республике Саха (Якутия) на основе данных, возникающих в процессе операционной деятельности поставщиков информации через веб-портал.
  2. Обеспечение информационного взаимодействия участников в области природопользования и охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия).
  3. Консолидация информационных ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия).
  4. Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности участников информационного взаимодействия Республики Саха (Якутия) в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  5. Повышение доступности государственных услуг при оказании государственных услуг в сфере природопользования и эффективности подразделений при подготовке разрешительных документов.
  6. Сокращение ошибок при подготовке документации, возникающих в процессе планирования и проведения государственного экологического надзора.
  7. Сокращение затрат на подготовку регламентированной отчетности.

Функциональные возможности

  1.  Ведение единой региональной информационной базы данных в сфере природопользования и охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия) за счет сбора информации о состоянии окружающей среды, о природопользовании и мерах по охране окружающей среды в Республике Саха (Якутия), формируемые в различных подразделениях Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я)
  2. Автоматизированный процесс планирования
  • мероприятий государственного экологического, лесного и охотнадзора и экологического мониторинга, а также фиксации результатов и контроля результатов проведения этих мероприятий, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения;
  • просветительской деятельности Министерства.
  1. Формирование, обработка и предоставление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе сведений о правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению и (или) устранению таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.
  2. Предоставление доступа населению, муниципальным образованиям, общественным организациям, природопользователям к сведениям в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  3. Информационное взаимодействие с ГИС ГМП, Региональным порталом государственных услуг Республики Саха (Якутия) E-yakutia, системой лабораторных исследований «Е-метролог».

Краткое описание модулей в составе РГИС ППиООС

В ходе работ сформированы и находятся в промышленной эксплуатации:

Модуль "Экологический паспорт"

модуль предназначен для регистрации, хранения и управления сведениями о природных ресурсах и объектах охраны окружающей среды, оценки и прогноза их состояния, а также об объектах негативного воздействия на окружающую среду. В системе сформировано и актуализируется силами специалистов Минэкологии и ГБУ РИАЦЭМ более 90 реестров об объектах окружающей среды, объектах негативного воздействия, предприятиях и их разрешительной документации в сфере природопользования. Большинство реестров – это паспортизация объектов, имеющих пространственное представление. Поэтому в РГИС при ведении реестров выполняется формирование более 80 пространственных слоев. Сформированные реестры используются при работе других модулей РГИС - экологический мониторинг, анализ деятельности, государственный экологический надзор.

Личный кабинет подразделения

В интерфейсе личного кабинета подразделения выполняется:

  • регистрация фактов обращений заявителей по вопросам получения государственных услуг,
  • обработка зарегистрированных заявлений по шагам бизнес-процессов, настраиваемых в соответствии с административными регламентами предоставления услуг,
  • подготовка разрешительных документов по зарегистрированным обращениям с прохождением в процессе подготовки документа шагов настраиваемого бизнес-процесса.

При обработке обращений и документов применяются бизнес-процессы, настраиваемые администратором. В РГИС реализованы услуги в сфере рыболовства и в области водных отношений. Для услуг выполнена интеграция с региональным порталом государственных услуг, что позволяет получать в РГИС заявки, размещенные на РПГУ, и передавать на РПГУ сформированные в системе ответы.

По услугам в сфере лесного хозяйства и охоты выполнена интеграция с информационными системами "Аверс" и "Охота", используемыми в подразделениях Министерства. Из этих внешних систем в РГИС поступают статистические данные об оказанных услугах, по которым в системе формируются отчеты и предоставляются в модуле ДМ.

Модуль "Экологический мониторинг" (ЭМ)

ЭМ предназначен для  регистрации, хранения и управления сведениями о запланированных и фактически проведенных мероприятиях экологического мониторинга (отборах проб, экологических обследованиях) в рамках республиканской системы экологического мониторинга. Модуль применяется в работе специалистов ГБУ «Региональный информационно-аналитический центр мониторинга РС(Я)» и в районных лабораториях. Модуль интегрирован с информационной системой лабораторных исследований (Е-метролог) и модулем государственного экологического надзора.

Модуль "Государственный экологический надзор" (ГЭН)

ГЭН  обеспечивает выполнение задач регистрации, хранения и управления сведениями о запланированных, реализуемых и проведенных проверках в области госэконадзора, лесного и охотнадзоров и их результатах с реализацией функции «Личный кабинет специалиста», автоматизацией документооборота, формированием оперативных и комплексных отчетов. Пользователи модуля ГЭН – наиболее активные пользователи РГИС – сотрудники территориальных подразделений. В настоящее время в системе работает порядка 80% госинспекторов.

Эффект внедрения модуля ГЭН очень показателен при анализе рассчитанных и взысканных исков о возмещении вреда окружающей среде: в 2016 году (до внедрения РГИС) суммы варьировались на уровне 20 -  200 тысяч рублей. За почти год эксплуатации системы собираемость компенсаций выросла на 302,3 %, в том числе за счет формирования документации в соответствии с установленными регламентами, обеспечения оперативного доступа специалистов Министерства и РИАЦЭМ к информации о размере ущерба, определенного инспектором, что снижает вероятность обжалования вынесенных решений в судах. До внедрения временные затраты одного территориального подразделения на подготовку отчета о проведенных надзорных мероприятиях составляли 600 часов рабочего времени в год. Затраты на подготовку сводного отчета Управления экологической безопасности составляли более 900 часов в год. Сейчас модуль ГЭН формируется отчеты в автоматическом режиме.

В 2019 году проведены работы по настройке взаимодействия ГЭН, ЭМ и специализированного ПО «Лабораторная информационная система Е-Метролог», в которой автоматизирован процесс регистрации проб, оформления результатов лабораторных испытаний, учет химреактивов, методик, нормативных документов. Наличие такой связки обеспечит сквозное взаимодействие инспекторов, передающих в лаборатории протоколов взятия проб и образцов; специалистов лабораторий, проводящих исследования проб, и специалистов лабораторий, выполняющих анализ результатов исследований. В дальнейшем планируется развитие в модуле ЭМ задач анализа, что позволит снизить влияние человеческого фактора при подготовке экспертных заключений.

Модуль "Личный кабинет природопользователя" (ЛКП)

ЛКП предназначен для представления комплексных сведений о природопользователях или иных организациях: краткие сведения о предприятии, разрешительная документация, природоохранные программы, экономические показатели, мероприятия государственного экологического надзора. Этот модуль был разработан еще в 2017 году и на сегодня используется гос.инспекторами при подготовке к проведению контрольно-надзорных мероприятий. за счёт консолидации информации от разных подразделений в единой системе.

До внедрения РГИС временные затраты государственного инспектора охраны природы на сбор информации о проверяемых субъектах и объектах, включая подготовку запросов и ожидание ответов составляли более 40 часов.

Модуль "Деятельность министерства" (ДМ)

ДМ обеспечивает формирование аналитических сведений в сфере природопользования и охраны окружающей среды в разрезе деятельности Минэкологии и его подведомственных учреждений, в том числе сведений по разрешительной документации, согласованиям, экологическому просвещению, природоохранным программам, показателю охвата мониторингом объектов окружающей среды и НВОС на территории республики. Сведения формируются «на лету» по мере актуализации сведений в РГИС специалистами в ходе оперативной работы.

В 2017 году были сформированы разделы, сведения в которых представлены по данным ГЭН, ЭМ и паспортизации объектов. В 2019 году была проведена работа по автоматизированному расчету комплексного показателя охвата мониторингом. Эффект такой работы многогранен: с одной стороны, существенно снижаются временные затраты на сбор данных с подразделений и расчет, кроме того, можно контролировать мониторинг достижения целевых значений ежеквартально. С другой стороны, описание методики расчета показателя позволяет уточнить планы проведения мониторинговых мероприятий.

В 2020 году выполнена интеграция с информационными системами «Охота» (оказание соответствующих услуг) и «Аверс» (ведение данных в сфере лесного хозяйства). В результате интеграции в модуле «Деятельность Министерства» реализовано комплексное представление сведений об услугах, оказываемых Министерством в разрезе каналов предоставления услуг, типов заявителей, видов услуг.

Модуль "Аналитика"

Модуль "Аналитика" реализует просмотр аналитических сведений об объектах окружающей среды и негативного воздействия по данным, размещенным в РГИС. Модуль размещен как на внутреннем, так и внешнем (открытом) портале.

Внешний (открытый) и Внутренний порталы

Порталы являются точками входа для внешних и внутренних пользователей к РГИС. На порталах организован переход к модулям и тематическим наборам карт, представляющих пространственные данные объектов окружающей среды и негативного воздействия.

В 2017 была создана база, в 2019 произошло ее информационное наращивание, которое планируется и на следующие 2-3 года поскольку объем данных в системе прирастает и становится возможным анализ новых срезов информации.

В то время как Внутренний портал РГИС и прикладные модули решают оперативные задачи Минэкологии, назначение Внешнего портала – социальное: раскрытие информации населению, заинтересованному в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды, проводимых мероприятиях по защите как превентивных, так и по устранению нанесенных ущербов.

Экономический эффект от внедрения

  • Сокращение затрат на подготовку регулярной отчетности по показателям деятельности Министерства и показателей результативности и эффективности контрольно-надзорных мероприятий.

До внедрения РГИС природопользования и охраны окружающей среды РС (Я) временные затраты одного территориального подразделения на подготовку отчета о проведенных надзорных мероприятиях составляли 600 часов рабочего времени в год. Затраты на подготовку сводного отчета Управления экологической безопасности составляли более 900 часов в год.

Сейчас модуль Государственного экологического надзора формируется отчеты в автоматическом режиме.

  • Сокращение затрат на подготовку и раскрытие информации о состоянии окружающей среды и экологии в РС(Я).

До внедрения РГИС природопользования и охраны окружающей среды РС (Я) временные затраты на подготовку графиков и диаграмм для ежегодного Государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды в Республике Саха (Якутия)» составляли более 800 часов рабочего времени. На подготовку всего Государственного доклада около 2500 часов. Финансовые затраты на публикацию печатного издания в количестве 70 экземпляров – 300 000 рублей. Сейчас есть возможность размещать информацию в Экопаспорте, а сам доклад формируется посредством модуля ЭП, что значительно увеличило фактор доступности информации.

  • Повышение собираемости компенсаций ущербов в 3 раза и снижение затрат, связанных с некорректным расчетом ущерба за счет обеспечения оперативного доступа специалистов Министерства и РИАЦЭМ к информации о размере ущерба, определенного инспектором. В 2016 году до внедрения РГИС природопользования и охраны окружающей среды РС (Я) по рассчитанным и взысканным искам о возмещении вреда окружающей среде суммы варьировались на уровне 20 -  200 тысяч рублей. За почти год эксплуатации системы собираемость компенсаций выросла на 302,3 %.
  • Сокращение временных затрат на поиск информации о проверяемых субъектах и объектах в различных подразделениях Министерства при подготовке к проведению контрольно-надзорных мероприятий, за счёт консолидации информации от разных подразделений в единой системе.

До внедрения РГИС природопользования и охраны окружающей среды РС (Я) временные затраты государственного инспектора охраны природы на сбор информации о проверяемых субъектах и объектах, включая подготовку запросов и ожидание ответов составляли более 40 часов.

Общая экономия временных затрат по министерству в целом составила за год 32500 часов рабочего времени, что в денежном выражении составляет порядка 12 млн рублей.

Социальный эффект от внедрения

  • Повышение уровня раскрытия информации населению о текущем состоянии окружающей среды и о мерах по охране окружающей среды.
  • Привлечение внимания общественности к мероприятиям, проводимым Министерством.
  • Повышение уровня признания деятельности органов власти РС(Я) по направлению охраны окружающей среды.
  • Повышение квалификации специалистов, работающих с системой, как в методическом, так и техническом плане. Официальное признание вклада специалистов-кураторов в территориальных подразделениях и учреждениях Министерства в создание РГИС и, как следствие, повышение удовлетворенности этих специалистов результатами своей работы.
  • Повышение информационного взаимодействия между центральной площадкой и территориальными подразделениями, поскольку при вовлечении в процесс Мининноваций РС(Я) были решены вопросы с подключением территориальных подразделений к созданным информационным ресурсам.

Архитектура системы и используемое программное обеспечение

 Работа системы организована в двух контурах – внутреннем и внешнем. Во внутреннем контуре размещаются все компоненты системы. Внутренний контур функционирует в Единой сети передачи данных органов исполнительной власти РС(Я).  Во внешний контур выведены модули «Аналитика.Экологический паспорт», «Личный кабинет природопользователя», Портал. Во внешний контур синхронизируются данные, отнесенные к категории открытых.

Серверный программно-аппаратный комплекс размещен в Центре обработки данных Правительства РС(Я).

Информационная система построена с использованием свободного и отечественного программного обеспечения.

_____________________________

Мы готовы подробнее рассказать о системе на вебинаре.   Для того чтобы:

обращайтесь по e-mail  gis_support@metaprime.ru, указав тематику вебинара и контактные данные для обратной связи.