Создание региональных витрин данных по услугам

Не вчера, и даже не год назад появился вариант межведомственного взаимодействия СМЭВ4, однако не так много на сегодняшний день реализаций доступа по СМЭВ4 к региональным данным.

Напомним:

  • СМЭВ 3 ориентирован на гарантированную доставку запросов и ответов. Используется асинхронный обмен данными: формируется очередь, сообщения обрабатываются постепенно. Это позволяет избежать потери запросов даже при технических сбоях.
  • СМЭВ 4 ориентирован на быстрый обмен информацией. Запросы обрабатываются через витрины данных — актуальные базы, из которых автоматически извлекается нужная информация. Потребитель посылает запрос, а витрина направляет ответ

На 2025 год было запланировано более активное вовлечение субъектов РФ в создание собственных, региональных витрин. Мы уже писали о создании витрин данных ГИСОГД регионов.

И вот подошла очередь анализа требований к региональной витрине, разработанных Минцифрой России. 

Региональная витрина по требованиям Минцифры (ЕФТТ) должна содержать данные:

  • о заявлениях на оказание государственных и муниципальных услуг, статусе и документальных результатах их оказания, в том числе, в рамках перечня сведений, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 г. № 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов»;
  • о федеральных и региональных поручениях, а также об инициативах субъектов РФ по внесению изменений в федеральное законодательство.

 

Поскольку системы, которые мы создаем и развиваем на базе ГеоПрайм, реализуют и обработку обращений за услугами, то изучить ЕФТТ Минцифры пришлось пристально; тем более, что хотелось еще и понять стыки с реализацией витрины по ГИСОГД.

Сразу хочется отметить, что с точки зрения витрины услуг (не важно, в какой сфере эти услуги -  строительство, социальная сфера, земельно-имущественный комплекс, природоохранный или еще какой-то) – данные для витрины практически являются аналогом сведений о заявителе, виде услуги/подуслуги, которые приходят с ЕПГУ, и информации, которую ведомственные системы передают в ЕПГУ или Личный кабинет заявителя (ЛК) – статусы обработки заявлений и файлы. Отличие все же есть: сейчас ведомственная система (ВИС), в которой обрабатываются заявки, в ЕПГУ или ЛК передает файлы только для ответов; а в витрину, по всей видимости, придется передавать еще и файлы, поступившие в составе заявления. Но, в общем-то, это не принципиально. Этот вывод конечно является предварительным, т.к. при реализации всегда что-то новое да появится.

Однако, при анализе ЕФТТ возникают вопросы ("непонятки"), с которыми хотелось бы разобраться "на берегу", то есть как можно быстрее.

 

  1. Нет однозначности терминов

В документе определены понятия:

  • Система - Информационная система субъекта РФ, компонентом которой является региональная витрина данных
  • Региональная витрина данных, РВД - Витрина данных информационной системы субъекта РФ
  • ИС-источник, источник - Информационная система субъекта РФ, содержащая сведения, подлежащие размещению на региональный витрине данных
  • ETL - Компонент информационной системы, реализующий сервисы извлечения, преобразования, очистки и загрузки данных
  • Витрина данных - Компонент информационных систем органов и организаций государственного сектора, представляющий собой комплекс программных и технических средств, обеспечивающий загрузку, хранение и предоставление государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора другим органам и организациям государственного сектора с использованием ЕИП НСУД и посредством СМЭВ для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

 

Сразу возникают вопросы:

  • чем Витрина данных отличается от РВД?
  • РВД – это витрина данных Системы или ИС-источника? Вопрос связан с тем, что надо понять – для каждой ИС-источника должна быть своя витрина по услугам или у региона должна быть одна витрина по услугам, которые обрабатываются в разных ИС-источниках?
  • Как термины Система, Витрина и ETL соотносятся между собой, кто чей компонент? Почему в п.2.5 написано, что Система подключается к РВД? Что в принципе входит в понятие "Система", какие задачи такая Система решает?

 

Поначалу было ощущение такое: должна быть создана региональная Система, в которой есть, по крайней мере, компонент Витрина данных и компонент ETL. ETL взаимодействует с ИС-источниками, результатом взаимодействия является размещение ETL-ем данных в Витрине. Но прочтя термины, возникли сомнения в верности такого понимания.

 

  1. Что создает регион – ГИС или некую ИС?

Судя по всему, региону надо создать новую Систему с неким набором компонент, с составом которых надо еще разобраться.

Создание и развитие информационных систем регионом – это вообще-то государственные информационные системы (ГИС).  Порядок их создания и развития определяется 676 Постановлением Правительства РФ. Значит, и Система тоже должна быть создана в соответствии с требованиями 676 Постановления Правительства РФ. Основанием для создания системы является обязанность государственного органа по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами или решение государственного органа о создании системы; проекты правовых актов разрабатываются с учетом концепции создания системы; создание системы включает разработку документации и ПО, создание системы защиты информации, предварительные испытания, опытную эксплуатацию, приемочные испытания и т.д. - читаем нормативный документ.   В общем, процесс создания ГИС – это не пара месяцев.

Подключая созданную витрину к СМЭВ4, должна ли эта витрина (РВД? Система?) пройти все перечисленные этапы? Должна ли она быть ГИСом, а значит, быть аттестованной?

  1. За какой набор компонент должен отчитаться регион при создании витрины (или Системы?) по ЕФТТ?

Если с компонентом Витрина более-менее ясно – есть указание, что для создания витрины «обычно применяется типовое ПО Витрины», предоставляемое Минцифрой РФ, то вот с компонентом ETL есть загвоздка.

С одной стороны, в ЕФТТ есть требования к функционалу ETL, с другой – в списке выполняемых работ при реализации ЕФТТ (п.2.1) ETL НЕ фигурирует:

«1) Доработка (настройка) информационных систем источников данных для обеспечения выгрузки, трансформации и загрузки данных в РВД;

2) Нагрузочное тестирование процесса загрузки данных в витрину;

3) Разработка технической документации;

4) Обеспечение предоставления данных в РВД».

Зато в п. 2.2 «Требования к доработке (настройке) информационных систем источников данных» приведены требования:

«Должны быть выполнены следующие работы:

1) Разработан (создан, внедрен или настроен) ETL компонент Системы в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 3.1 «Требования к получению данных из информационных систем – источников и их трансформации»;

2) Выполнена настройка Системы для выгрузки данных из систем – источников и трансформации данных (при необходимости) для загрузки в РВД в соответствии с приложением В;

3) Реализован механизм регулярной загрузки (обновления) данных в РВД в соответствии с приложением В из систем - источников;

4) Реализован механизм мониторинга выполнения операций выгрузки данных из источников, их трансформации и загрузки в РВД;

5) Реализован механизм контроля качества данных из источников, включая процесс управления инцидентами качества данных».

И тут вообще становится не понятно:

Как доработка ИС-источника связана с появлением ETL-компонента?

Какие программные компоненты/сервисы/механизмы являются предметом реализации ЕФТТ - доработка ИС-источников или создание/внедрение ETL или и то, и другое?

Предлагаем высказать свое мнение в чате нашего тг-канала про ГеоПрайм