Какова стоимость эксплуатации государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности региона

На научно-практической конференции «ГИСОГД — цифровая трансформация и управление развитием территории» (Сочи, 29.09-1.10.21) был представлен доклад Натальи Резиной, директора портфеля проектов ООО «МетаПрайм».  В докладе рассмотрены стоимостные оценки этапа эксплуатации/сопровождения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности региона (ГИСОГД региона).

ГИСОГД регионов создаются в целях реализации требований Градостроительного кодекса, вступивших в силу с 2019 года, а также для обеспечения процессов поддержки принятия решений в регионах и муниципальных образованиях по направлению пространственного развития территории.

 

В презентации были рассмотрены вопросы:

Слайды презентации 

Подробнее о внедряемых нами решениях ГИСОГД

 

Создание/внедрение ГИСОГД

Нормативные основания

Для создания ГИСОГД регионов в соответствии с 57 статьей Градостроительного кодекса должно использоваться программное обеспечение, размещенное в национальном фонде алгоритмов и программ, что позволило бы снизить расходы регионов на создание таких систем. Однако решения, размещенные в НФАП на сегодня, не позволяют создавать системы в соответствии с действующими нормативными требованиями (Постановление Правительства №279 от 13.03.2020 (ППРФ279), Приказ Минстроя России №433/пр от  6.08.2020 (Приказ433)). Как итог – при создании ГИСОГД региона на базе решений из НФАП региону сразу приходится нести дополнительные затраты на модернизацию полученного программного обеспечения. Об этом Наталья Резина напомнила участникам конференции, сославшись на публикации в издании D-Russia. Также она дала некоторые пояснения по составу мероприятий, которые должны быть предусмотрены для этапа создания системы.

Этапы создания государственных информационных систем

Требования к составу мероприятий по созданию/внедрению государственных информационных систем базируются на Постановлении Правительства РФ №676 от 06.07.2015. Укрупненно к таким мероприятиям были отнесены:

  • подготовка нормативного и методического обеспечения;
  • выработка функциональных требований, исходя из стартовых условий развития инфраструктуры и обеспеченности кадрами;
  • решение задач обеспечения информационной безопасности;
  • разработка/адаптация программного обеспечения, пуско-наладочные работы, опытная эксплуатация и приемка;
  • обеспеченность проектной и эксплуатационной документацией.

Различия регионов, которые надо учесть

Несмотря на то что исходные требования к ГИСОГД региона сейчас сформулированы на уровне ППРФ279 и Приказ433, у каждого субъекта стартовые условия различны. Отличия могут быть в степени готовности инфраструктуры, данных для загрузки в систему, распределения полномочий между ОИВ и ОМСУ и ОМСУ район-поселение; квалификации кадров. Чтобы создание системы не вылилось в развертывание без последующего фактического использования, необходимо сразу к этапу создания системы подойти с набором требований, учитывающих эти стартовые условия и с установленной очередностью реализации требований. В зависимости от стартовых условий и надо определяться – будет ли выполняться разработка или адаптация решения (в случае развертывания готового), будет ли выполняться разработка каких-то новых компонент.

Что надо предусмотреть на 1м этапе

Необходимо с первых шагов создания ГИСОГД принять в регионе нормативные документы, определяющие порядок создания и функционирования системы. К таким документам рекомендуется отнести положения по обеспечению последующей эксплуатации – какие подразделения, какие сотрудники будут заниматься сопровождением, какие функциональные роли должны быть сформированы и какие зоны ответственности надо определить, каков должен быть порядок взаимодействия участников.

Смежная с нормативным обеспечением - задача методического обеспечения. Необходимо заложить в систему подходы и правила работы. Эта задача отчасти определяется функциональными возможностями системы, но не сформулировав правила работы с функциями, регион наверняка столкнется с увеличением хаоса в цифровом виде. Например, к методическому обеспечению могут быть отнесены правила работы с пространственными данными (как планируется вести эти данные - централизованно или децентрализованно), правила проверки качества данных, как вносить данные, чтобы обеспечить полноту данных, требуемую при оказании услуг.

Поскольку ГИСОГД – это государственная система, при ее создании должны сразу же решаться задачи обеспечения информационной безопасности.  Важной является задача получения по результатам внедрения комплекта проектной и эксплуатационной документации. Полнота документации - фактор, существенно влияющий на затраты сопровождения и развития. Документация должна содержать, как минимум, описание структуры базы данных и информационной базы данных (информационные объекты и связи между ними); указания по настройкам и использованию; при наличии отдельных сервисов – схемы данных, порядок функционирования, контрольные примеры; порядок развертывания и фактические параметры выполненной установки.

Эксплуатация/сопровождение

Как правило к задачам эксплуатации/сопровождения относят задачи:

  • обеспечение функционирования инфраструктуры,
  • устранение сбоев ПО (может возникать в связи с работой общесистемного ПО, из-за несоответствия данных заданным требованиям), к сбоям ПО могут причисляться и реакция системы, ожидаемой пользователем, что по факту сбоем не является;
  • консультации пользователей по решению нестандартной ситуации или дополнительные пояснения по реакции системы или последовательности действий;
  • изменение настроек – состав настроек и их гибкость определяются конкретной реализацией системы, но как правило в современных системах закладывается управление конфигурацией за счет изменения значений справочников, отчетов, печатных форм, создание дополнительных реестров и/или пространственных данных, изменение процессов.

Развитие

При решении задач развития уполномоченному подразделению приходится решать задачи:

  • анализ нормативных документов, предложений и замечаний пользователей, развитие взаимодействия с внешними системами; востребованность в новых сервисах
  • исключение противоречивых или повторяющихся предложений/замечаний
  • выстраивание приоритетов
  • определение подходов к решению (определение границ).
  • актуализация комплекта документации; переподготовка пользователей.
  • развитие инфраструктуры
  • актуализация системы защиты информации

Команда обеспечения жизненного цикла системы

Из пула задач, возникающих при создании/сопровождении/развитии системы, предлагается выделить следующие задачи, которые встанут перед командой оператора:

  • Методическое и нормативное обеспечение – возможно периодическое привлечение специалистов и использование этих ресурсов в нескольких проектах.
  • Поддержка пользователей (1,2,3 линии) – распределение задач между разными группами или сторонами (например, заказчиком и исполнителем)
  • Администрирование (системное, прикладное) – возможно периодическое привлечение специалистов, возможно распределение задач между разными группами или сторонами и использование этих ресурсов в нескольких проектах
  • Обеспечение информационной безопасности – постоянная служба со стороны заказчика, возможно использование этих ресурсов в нескольких проектах
  • Картографическое обеспечение, обработка пространственных данных - возможно периодическое привлечение специалистов, возможно распределение задач между разными группами или сторонами и участие специалистов в нескольких геоинформационных проектах. Желательно постоянная группа.
  • Выявление и анализ перспективных задач – возможно периодическое привлечение специалистов и привлечение внешних исполнителей, осуществляющих сбор и анализ потребностей.

В презентации приведено количество специалистов, исходя из возможности привлечения одних и тех же специалистов к задачам по разным системам, например для задач подготовки проектов нормативных документов, системного администрирования или обеспечения информационной безопасности.

Количество человек определено исходя из 1) анализа реализованных проектов, в том числе проектов-сопровождения; 2) предлагаемой централизованной обработки пространственных данных, не соответствующих утвержденным правилам подготовки пространственных данных.

Количество человек для обработки пространственных данных может варьироваться, в том числе, если создаваемая служба (подразделение) будет организована не как выделенная для ГИСОГД структура, а как служба, обеспечивающая подготовку пространственных данных в интересах региональных ОИВов. Несмотря на то что присутствующие на конференции наверняка являются представителями отраслевых заказчиков – архитектуры и строительства – расчеты, которые мы проводили, свидетельствуют о том, что привлечение к задачам обработки пространственных данных межотраслевой службы – целесообразнее с точки зрения общих расходов, которые несет регион на работу с пространственными данными.

Количество человек может измениться в случае выделения отдельной службы для задачи сопровождения/развития ГИСОГД, т.к. при этом возникнет задача «резервирования» людей на случай болезни/отпуска/увольнения. Также для отдельной службы возникают позиции «руководитель» и «бухгалтер».

Варианты организации команды обеспечения ЖЦ

В докладе представлено несколько вариантов организации команды:

1.Подразделение или выделенное ГБУ у отраслевого заказчика

2.Подразделение или выделенное ГБУ у «цифрового» подразделения

3.Разделение задач между отраслевым и «цифровым» подразделением, рабочая группа на постоянной основе

Вариант 1 не исключает привлечение ресурсов цифрового подразделения к задачам обеспечения функционирования инфраструктуры и информационной безопасности, но означает замкнутость вопросов обеспечения пространственными данными именно на отраслевых задачах. И тут всегда будет возникать коллизия, связанная с ведением данных смежными ОИВами.

Вариант 2 не исключает привлечение ресурса отраслевиков. Не очень положительный пример - один из регионов, в котором отраслевое подразделение позиционирует себя чисто как потребитель созданной системы, практически не занимаясь ни методологией, ни задачами развития.

Вариант 3 – позволяет подняться над отраслевыми задачами, начать рассматривать ведение ГИСОГД в контексте задач региона. К тому же есть регионы, в которых строительство и архитектура разделены (и это помимо задач взаимодействия со смежными ОИВами).

Рабочая группа в нашем представлении – структура, функционирующая на постоянной основе. В ее состав входят не только и не столько руководители, сколько сотрудники, фактически занимающиеся задачами, представленными на предыдущем слайде. Поскольку сейчас в регионах появилась такая позиция как CDTO, видится организация такой рабочей группы под управлением CDTO (или офиса CDTO).

Расходы на различные варианты организации команды обеспечения ЖЦ

Рассматривались варианты организации в одном из регионов:

  • Специализированное ГБУ
  • Организация управления (подразделения) в составе цифрового ГБУ, решавшего задачи создания межведомственных систем и систем обеспечения деятельности руководства региона. Можно считать в переводе на язык 2021 года – отвечавший за задачи цифровой трансформации ведомств.
  • Организация управления (подразделения) в составе ГКУ подведа Минимущества (на тот момент – подготовка картографического обеспечения).

Были рассчитаны однократные и ежегодные расходы, а также потенциальное сокращение расходов, возникающих при получении документов тер.планирования. Отсутствие консолидации заказов по указанной тематике и разнородность предъявляемых требований к результатам приводила  к доп.расходам при обработке поступающих данных. По состоянию на 2016 год расчет показал, что консолидация заказа и унифицированные правила к оформлению (соответственно и упрощение приемки и последующего использования) могли привести к экономии порядка 20% по региону (до 80 млн общая сумма затрат например на генпланы). Учитывая необходимость актуализации документов по мере развития территорий, при переходе на консолидированный заказ и предоставление исполнителям исходных данных в векторной форме, экономия по расчетам составила бы порядка 3 млн в год (только актуализация данных).

Несмотря на то что вариант 3 является наиболее экономичным, вариант 2 является наиболее целесообразным, поскольку именно в этом случае создаваемая служба Оператора позволит организовать подготовку не только отраслевых пространственных данных Министерства архитектуры и строительного комплекса, но и всех органов власти региона. В этом случае расходы на Оператора будут окупаться за счет общей экономии в объеме 26 млн рублей, т.е. разница доходов и расходов составит 4 млн рублей в год. Для варианта 3 при расходах на Оператора в год 18 млн рублей экономия составляет 20 млн рублей. Т.е. разница доходов и расходов составит 2 млн рублей в год. При этом многие задачи, решение которых востребовано на региональном уровне, остаются не решенными.  

В зависимости от того, какие задачи команда со стороны заказчика возьмёт на себя, а какие "отдаст" на аутсорсинг, привлекая внешнего подрядчика, стоимость привлечения может колебаться от 1 млн рублей в год до 12 млн рублей в год.  Такие различные лимиты взяты нами из договоров сопровождения в разных регионах.  В презентации приведены примеры работ, входящих в такие договора.