Разработка и внедрение АИС "Социальное казначейство Санкт-Петербурга"

В рамках развития автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (далее – ЭСРН) выполнен проект «Социальное казначейство СПб».

Заказчик

Комитет по информации и связи

Функциональный заказчик

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Возможности повторного применения

Система готова для тиражирования в других регионах страны.

1. Цели создания системы

Повышение уровня удовлетворенности заявителей государственными услугами, повышение качества, доступности и прозрачности предоставления государственных услуг, сокращение времени заявителей при получении государственных услуг (снижение количества взаимодействий заявителей с органами власти), предоставляемых в Санкт-Петербурге.

2. Назначения системы

Создаваемая Система предназначена для выполнения следующих функций:

  • обеспечение оказания государственных услуг социальной сферы в электронном виде;
  • автоматизация оказания государственных услуг;
  • обработка запросов на предоставление информации из ЭСРН.

В рамках работы системы «Социальное казначейство СПб» реализовано взаимодействие с  системой МАИС ЭГУ, которая используется при предоставлении государственных услуг в электронном виде через Портал государственных услуг в Санкт-Петербурге (далее - Портал), а также на базе Многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге (далее - МФЦ) и обеспечивает автоматизацию административных процедур по предоставлению государственных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением единых информационно-коммуникационных технологий.

3. Краткое описание модулей в составе проекта

В ходе внедрения проекта развернуты модули:

  • Автоматизированное оказание государственных услуг
  • Формирование и обработка поступивших заявлений
  • Электронные сервисы по приему информации в ЭСРН
  • Решения и распоряжения по заявлению
  • Электронные сервисы по предоставлению информации из ЭСРН

3.1 Автоматизированное оказание государственных услуг (АОГУ)

Модуль АОГУ предназначен для автоматизации процесса принятия решения по электронному делу (далее - ЭД), включающий отправку необходимых межведомственных запросов.
АОГУ обеспечивает:

  • трансформация поступающих данных к единому формату;
  • настройка запрашиваемых видов сведений;
  • настройка проверок, выполняющихся при оказании государственной услуги;
  • принятие предварительного решения по государственной услуге.

В рамках выполнения функции трансформации поступающих данных к единому формату в системе реализовано:

  • преобразование данных, полученных в рамках первичного заявлений из МАИС ЭГУ;
  • преобразование данных, полученных в рамках межведомственного взаимодействия;
  • преобразование данных, полученных с пользовательских интерфейсов;
  • сохранение преобразованных данных в едином источнике данных.

В рамках выполнения функции настройки запрашиваемых видов сведений реализована возможность выбора межведомственных запросов, необходимых для оказания услуги, а также настройки правил направления межведомственных запросов в зависимости:

  • от входных данных заявления;
  • от данных ответов на межведомственные запросы.

Выполнение функции настройки проверок, выполняющихся при оказании государственной услуги, обеспечивает решение следующих задач:

  • предварительная проверка заявления;
  • проверка соответствия полученных из межведомственных запросов данных требованиям для оказания государственной услуги.

Реализация функции принятия предварительного решения по государственной услуге обеспечивает формирование проекта решения для дальнейшей работы с заявлением на оказание государственной услуги пользователем. Проект решения по заявлению формируется с учетом правил настройки принятия решения и на основе данных из единого источника хранения данных. Выбор причины назначения/отказа осуществляется из справочника причин отказа/условий назначения.

3.2. Формирование и обработка поступивших заявлений

Модуль «Формирование и обработка поступивших заявлений» обеспечивает:

  • прием нового заявления на оказание государственной услуги в социальной сфере;
  • назначение специалиста на обработку заявления;
  • загрузку документов по переданному в подсистему заявлению;
  • передачу информации о статусе рассмотрения заявления;
  • создание электронных заявлений при обращении заявителя в ОСЗН;
  • отображение текущего статуса рассмотрения заявлений;
  • работу со скан-копиями документов;
  • создание комментария к заявлению;
  • передачу заявления по цепочке согласования;
  • работу специалистов ГИРЦ.

3.3. Электронные сервисы по приему информации в ЭСРН

В рамках модуля «Электронные сервисы по приему информации в ЭСРН» реализован следующий функционал:

  • создание и сохранение новых запросов к внешним ИС;
  • отправка запросов в иные ведомства;
  • получение ответов на запросы.

Взаимодействие с видами сведений реализовано в форматах СМЭВ 2.Х и СМЭВ 3.X.

3.4. Решения и распоряжения по заявлению

В рамках модуля «Решения и распоряжения по заявлению» реализован следующий функционал:

  • создание и корректировка проекта решения – данный функционал позволяет вручную создавать проект решения по заявлению, с последующей возможностью редактирования созданного проекта. Разработанный для создания и корректировки интерфейс доступен только специалисту, в работе которого находится заявление.
  • подписание решения электронной подписью – данный функционал позволяет подписывать файлы скан-копий проектов решений квалифицированной электронной подписью (далее ЭП), а также проверять ЭП уже подписанных документов. Формирование ЭП осуществляется с применением СКЗИ КриптоПро CSP 4.0 и СКЗИ КриптоПро CSP 4.0 и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, изготовленных по алгоритмам ГОСТ Р 34.10-2012;
  • отправка подписанного электронного бланка решения – в рамках реализации данного функционала обеспечивается передача решения в электронном виде и файла подписи;
  • формирование печатных форм уведомлений о принятом решение, распоряжений по списку заявлений.

3.5. Электронные сервисы по предоставлению информации из ЭСРН

В рамках модуля «Электронные сервисы по предоставлению информации из ЭСРН» реализован следующий функционал:

  • приём и сохранение поступивших запросов;
  • обработка поступивших запросов;
  • отправка ответов на запросы.

4. Архитектура системы и используемое программное обеспечение

Система построена с использованием платформы JPrime, которая представляет собой фреймворк, спроектированный на современном стеке технологий, микросервисной архитектуре с использованием открытого исходного кода и включающий интегрированный набор средств, инструментов и технологий, необходимых для быстрой разработки, внедрения и поддержки прикладных решений автоматизации бизнес-процессов предметной области.

Платформа имеет сервис-ориентированную модульную архитектуру, базирующуюся на независимых программных модулях, реализующих логически выделенные прикладные задачи. Каждый модуль строится на единой системной концепции, но при этом изолирован от других модулей и может использовать иной стек технологий и язык программирования.