Разработка и внедрение АИС "Социальное казначейство Санкт-Петербурга"
В рамках развития автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (далее – ЭСРН) выполнен проект «Социальное казначейство СПб».
Заказчик
Комитет по информации и связи
Функциональный заказчик
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Возможности повторного применения
Система готова для тиражирования в других регионах страны.
1. Цели создания системы
Повышение уровня удовлетворенности заявителей государственными услугами, повышение качества, доступности и прозрачности предоставления государственных услуг, сокращение времени заявителей при получении государственных услуг (снижение количества взаимодействий заявителей с органами власти), предоставляемых в Санкт-Петербурге.
2. Назначения системы
Создаваемая Система предназначена для выполнения следующих функций:
- обеспечение оказания государственных услуг социальной сферы в электронном виде;
- автоматизация оказания государственных услуг;
- обработка запросов на предоставление информации из ЭСРН.
В рамках работы системы «Социальное казначейство СПб» реализовано взаимодействие с системой МАИС ЭГУ, которая используется при предоставлении государственных услуг в электронном виде через Портал государственных услуг в Санкт-Петербурге (далее - Портал), а также на базе Многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге (далее - МФЦ) и обеспечивает автоматизацию административных процедур по предоставлению государственных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением единых информационно-коммуникационных технологий.
3. Краткое описание модулей в составе проекта
В ходе внедрения проекта развернуты модули:
- Автоматизированное оказание государственных услуг
- Формирование и обработка поступивших заявлений
- Электронные сервисы по приему информации в ЭСРН
- Решения и распоряжения по заявлению
- Электронные сервисы по предоставлению информации из ЭСРН
3.1 Автоматизированное оказание государственных услуг (АОГУ)
Модуль АОГУ предназначен для автоматизации процесса принятия решения по электронному делу (далее - ЭД), включающий отправку необходимых межведомственных запросов.
АОГУ обеспечивает:
- трансформация поступающих данных к единому формату;
- настройка запрашиваемых видов сведений;
- настройка проверок, выполняющихся при оказании государственной услуги;
- принятие предварительного решения по государственной услуге.
В рамках выполнения функции трансформации поступающих данных к единому формату в системе реализовано:
- преобразование данных, полученных в рамках первичного заявлений из МАИС ЭГУ;
- преобразование данных, полученных в рамках межведомственного взаимодействия;
- преобразование данных, полученных с пользовательских интерфейсов;
- сохранение преобразованных данных в едином источнике данных.
В рамках выполнения функции настройки запрашиваемых видов сведений реализована возможность выбора межведомственных запросов, необходимых для оказания услуги, а также настройки правил направления межведомственных запросов в зависимости:
- от входных данных заявления;
- от данных ответов на межведомственные запросы.
Выполнение функции настройки проверок, выполняющихся при оказании государственной услуги, обеспечивает решение следующих задач:
- предварительная проверка заявления;
- проверка соответствия полученных из межведомственных запросов данных требованиям для оказания государственной услуги.
Реализация функции принятия предварительного решения по государственной услуге обеспечивает формирование проекта решения для дальнейшей работы с заявлением на оказание государственной услуги пользователем. Проект решения по заявлению формируется с учетом правил настройки принятия решения и на основе данных из единого источника хранения данных. Выбор причины назначения/отказа осуществляется из справочника причин отказа/условий назначения.
3.2. Формирование и обработка поступивших заявлений
Модуль «Формирование и обработка поступивших заявлений» обеспечивает:
- прием нового заявления на оказание государственной услуги в социальной сфере;
- назначение специалиста на обработку заявления;
- загрузку документов по переданному в подсистему заявлению;
- передачу информации о статусе рассмотрения заявления;
- создание электронных заявлений при обращении заявителя в ОСЗН;
- отображение текущего статуса рассмотрения заявлений;
- работу со скан-копиями документов;
- создание комментария к заявлению;
- передачу заявления по цепочке согласования;
- работу специалистов ГИРЦ.
3.3. Электронные сервисы по приему информации в ЭСРН
В рамках модуля «Электронные сервисы по приему информации в ЭСРН» реализован следующий функционал:
- создание и сохранение новых запросов к внешним ИС;
- отправка запросов в иные ведомства;
- получение ответов на запросы.
Взаимодействие с видами сведений реализовано в форматах СМЭВ 2.Х и СМЭВ 3.X.
3.4. Решения и распоряжения по заявлению
В рамках модуля «Решения и распоряжения по заявлению» реализован следующий функционал:
- создание и корректировка проекта решения – данный функционал позволяет вручную создавать проект решения по заявлению, с последующей возможностью редактирования созданного проекта. Разработанный для создания и корректировки интерфейс доступен только специалисту, в работе которого находится заявление.
- подписание решения электронной подписью – данный функционал позволяет подписывать файлы скан-копий проектов решений квалифицированной электронной подписью (далее ЭП), а также проверять ЭП уже подписанных документов. Формирование ЭП осуществляется с применением СКЗИ КриптоПро CSP 4.0 и СКЗИ КриптоПро CSP 4.0 и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, изготовленных по алгоритмам ГОСТ Р 34.10-2012;
- отправка подписанного электронного бланка решения – в рамках реализации данного функционала обеспечивается передача решения в электронном виде и файла подписи;
- формирование печатных форм уведомлений о принятом решение, распоряжений по списку заявлений.
3.5. Электронные сервисы по предоставлению информации из ЭСРН
В рамках модуля «Электронные сервисы по предоставлению информации из ЭСРН» реализован следующий функционал:
- приём и сохранение поступивших запросов;
- обработка поступивших запросов;
- отправка ответов на запросы.
4. Архитектура системы и используемое программное обеспечение
Система построена с использованием платформы JPrime, которая представляет собой фреймворк, спроектированный на современном стеке технологий, микросервисной архитектуре с использованием открытого исходного кода и включающий интегрированный набор средств, инструментов и технологий, необходимых для быстрой разработки, внедрения и поддержки прикладных решений автоматизации бизнес-процессов предметной области.
Платформа имеет сервис-ориентированную модульную архитектуру, базирующуюся на независимых программных модулях, реализующих логически выделенные прикладные задачи. Каждый модуль строится на единой системной концепции, но при этом изолирован от других модулей и может использовать иной стек технологий и язык программирования.